В Тюмени 18 декабря на нескольких площадках города стартовала научно-практическая конференция «Педагогические инновации в образовании детей», приуроченная к 100-летию системы дополнительного образования в России. На базе детского технопарка «Кванториум» эксперты обсудили развитие технологий soft skills (мягких навыков) в образовательном процессе и наметили планы на будущее.
Soft skills – это навыки, которые понадобятся любому ребенку в жизни в социуме вне зависимости от выбранной профессии. В число основных мягких навыков входят: коммуникация, командная работа (кооперация), критический подход и креативное мышление. Именно развитие в детях данных, так называемых, 4К-компетенций является отличительной особенностью детского технопарка «Кванториум».
В данной сессии научно-практической конференции приняли участие научные работники, студенты, преподаватели и магистранты тюменских высших учебных заведений, руководители и педагоги муниципальных опорных центров Тюменской области, представители общественности. Встреча началась с экскурсии по детскому технопарку «Кванториум».
Участники мероприятия в сопровождении руководителя ДТ «Кванторниум» Дмитрия Тарасова и педагогов технопарка посетили все действующие квантумы: Робоквантум, IT-квантум, Промышленный дизайн, Автоквантум и Аэроквантум. Также гости технопарк оценили техническую оснащенность многофункционального центра «Хай-тек цех», в котором юные кванторианцы реализуют свои проекты, созданные в результате командной работы в квантумах, а также знакомятся с передовым оборудованием.
«На сегодняшний день в детском технопарке представлены пять основных актуальных технологий. Самая перспективная – технология 3D-печати на принтерах различного уровня, в том числе, на фотополимерном или широкоформатном принтере. Следующая технология – 3D фрезерные станки с числовым программным управлением. Для них на компьютере создаются 3D модели и обрабатывающие программы для фрезеровки деталей из металла, дерева и т.п. Еще одна технология будущего – станки лазерной резки по легкоплавким материалам, а также твердотельный оптоволоконный лазерный станок, который может гравировать на металле, создавая даже цветную гравировку. Отдельный участок отведен под пайку радиоэлектронных компонентов, где дети изучают электронные компоненты и учатся их паять. Заключительный участок – обработка металла фрезами», - пояснил Константин Баутрушевич, педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум».
Фото: Рая Тюменская
Как отметил Дмитрий Тарасов, именно с помощью станков дети изготавливают свои прототипы, дают жизнь свои проектам, чтобы получился готовый продукт, который уже сегодня может быть востребован на рынке.
«В хай-тек цехе кванторианцы переходят с теории на практику. Но этот процесс скорее относится к методике hard skills, то есть он закладывает конкретные, предметные практические знания. Детский технопарк «Квантонирум» отличается тем, что мы в процессе обучения обращаем внимание и на навыки сферы soft skills», - подчеркнул он.
После экскурсии участники конференции перешли непосредственно к обсуждению мягких навыков в системе образования. К.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики детства, заместитель директора по научной работе ИПиП ТюмГУ Людмила Федина раскрыла суть soft skills и объяснила, почему именно за такими стандартами – будущее. По словам эксперта, современный мир бросает педагогу и человечеству в целом несколько вызов, ответить на которые можно только с помощью мягких навыков.
«Первый вызов – это мир неопределенности. Мы живём в такое время, что адаптироваться к нему – уже навыки прошлого. И современные дети уже более мобильны и в чем-то – уже впереди своих педагогов. Второй вызов – противостояние искусственного интеллекта с человеческим. Третий вызов – инфантилизация общества, расширение границ детского поведения на фоне исчезновения феномена детства, в котором росли нынешние взрослые. Четвертый вызов – усложнение технологий, что заметно упрощает жизнь человека, но люди даже не вдумываются, как работает и утроен тот или иной гаджет. Очередной вызов – тренд на индивидуализацию во всех сферах, в том числе, индивидуальная образовательная траектория. И, наконец, сегодня в процессе обучения важно не передать знания, ведь их легко найти, в конце концов, в Интернете. Основная задача – в передаче смыслов», - рассказала Людмила Федина.
Эксперт отметила, что современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений, в частности, они показывают мощнейшие результаты даже в условиях аврала. Поэтому сегодня в тренде – преадаптация, то есть создание реальности, конструирование будущего. По словам докладчика, бизнес сегодня больше ценит не конкретные знания и навыки, а берет на работу даже людей, не имеющих профильного образования, если они обладают soft skills и понемногу обучены, что называется, «всему». Поэтому, в том числе, детей не стоит обучать «стандартам», которые ограничивают современного человека, но стоит прививать кругозор.
Таким образом, сегодня в приоритетах – возможность работать в команде, быть гибким и мобильным, способность быстро находить информацию и генерировать идеи. Человек будущего должен научиться быстро перестраиваться в любой сфере деятельности. Для педагогов становится очень важным даже не передаваемый багаж знаний, а сам процесс передачи и умение обучить навыкам будущего.
Руководитель ФабЛаб ТюмГУ Дмитрий Яковлев представил проект «Академия профессий будущего», направленный на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста, представители ИМиКН ТюмГУ рассказали об опыте вовлечения в науку студентов. Свои проекты и наблюдения представили студенты ИПиП ТюмГУ, а представительница Евразийского гуманитарного института отметила основные тренды современной системы общего и дополнительного образования Республики Казахстан.
Руководитель детского технопарка «Кванториум» Дмитрий Тарасов выступил с сообщением о роли передовых технологий квантумов и Хай-тек цеха.
«Отличительной особенностью ДТ «Кванториум» является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление), которые и составляют soft skills. У нас нет индивидуальных проектов. Даже если ребенок приходит к нам с идеей в голове, мы стараемся объяснить, что в команде у проекта будет больше шансов для победы в соревнованиях, что такой проект скорее найдет полезное применение во внешней среде. К примеру, если кванторианец делает проект беспилотного автомобиля, ему наверняка понадобится и программист, и промышленный дизайнер, чтобы продукт выглядел красиво», - подчеркнул Дмитрий Тарасов.
В заключении эксперты пришли к выводу, что soft skills в современном мире не менее, а, возможно, и более важны, чем непосредственные знания, однако невозможно их преподавать как некий обычный предмет. Во-первых, этими навыками должен обладать сам педагог, что особенно важно в обучении техническим предметам. Во-вторых, требуется постоянная коммуникация с педагогами-психологами, чтобы выбрать в обучении ту или иную методику в зависимости от определенной группы детей.
И, наконец, эксперты отметили, что на сегодняшний день развитие мягких навыков, к сожалению, затруднительно в рамках высшего и, особенно, школьного образования, однако вполне осуществимо в образовании дополнительном. И в этой связи специалистам всех этих трёх сфер обучения следует работать сообща. Пожалуй, это стало главным и самым перспективным выводом секции.